23 апреля
Новость о предстоящих премьерах вызвала широкий интерес публики. 23 апреля в СГРДТ была организована пресс-конференция, где на все интересующие вопросы ответили главный режиссёр театра, Людмила Исмайлова, и начинающий режиссёр – Фанис Каримов.
Людмила Олеговна рассказала, что поставить спектакль «Зойкина квартира» ей хотелось уже около пяти лет назад: «У каждого режиссёра есть так называемый «режиссёрский портфель» – то, что ему хотелось бы поставить. К сожалению, очень часто этот портфель так и остаётся нетронутым. Все хотят ставить Шекспира, Булгакова, Чехова. Но не всем театрам это бесконечно надо. В данной ситуации мы нашли компромисс между тем, что нужно театру и тем, что интересно мне».
Пьеса Булгакова, по мнению Людмилы Олеговны, удачно вписывается в концепцию Сезона русской драматургии. «Мне кажется, что Булгаков – это один из тех писателей, кто действительно любим. Он был моден, когда его только-только разрешили читать. А сейчас он именно любим. Во-первых, потому, что он гений! Ну, а во-вторых, творчество его очень многогранно, и каждый может найти что-то своё» – говорит режиссёр.
Судьба этой пьесы довольно сложна, что неудивительно – непроста тогда была и жизнь самого писателя. Москва 20-х годов радикально отличалась от нынешней: перестрелки на улицах, убийства, дефицит продовольствия и жилья, социальная нестабильность. Первая редакция «Зойкиной квартиры» не прошла цензуру из-за отсутствия положительных героев, Булгаков вынужден был переписать финал пьесы, чтобы в произведении присутствовала и пропаганда существующего политического строя. Но даже после того, как «Зойкина квартира» была поставлена в театре Вахтангова и снискала популярность и любовь зрителей, она постоянно запрещалась, потому что получилась уж очень «не советской». Хотя произведение вскрывало многие социальные проблемы, красной нитью в нём, как и во всех творениях Булгакова, проходит тема возмездия и ответственности за выбор человека. Именно поэтому сейчас пьеса «Зойкина квартира» особенно актуальна.
Людмила Исмайлова: «Сейчас активно насаждается желание брать от жизни всё. Но природа стремится к равновесию. Нельзя брать и не отдавать ничего взамен, нельзя поступиться своей моралью и не заплатить. В жизни иначе не бывает. И Булгаков верил в это».
Очень сложен образ самой Зойки. Назвать её отрицательным персонажем будет неправомерно – несчастная женщина лишь хотела спасти своего любимого человека. Другое дело, что при этом она так или иначе ломала жизни других. Людмила Олеговна: «Очень важно одно: если бы в театре не было Зои, я бы не решилась ставить спектакль. Это – сложная роль, а Светлана Гиниятуллина – трагическая актриса, огромная редкость в современном театре. Я сразу увидела в ней Зою».
Уже сейчас ясно, что постановка «Зойкиной квартиры» – очень масштабный проект. В спектакле занята вся труппа театра, сформирована большая творческая команда, приглашён ассистент режиссёра по пластике – Ярослав Францев (г. Уфа), молодой, но уже довольно известный специалист. Впервые был приглашён художник по свету (Денис Черепанов, г. Уфа), использовано новое световое оборудование. Не говоря уже о том, что не всякий театр отважится ставить гениального Булгакова!
Русский театр не забыл и о своих юных зрителях – в начале июня пройдёт премьера летней сказки. Следуя концепции Сезона русской драматургии, творческое руководство театра избрало инсценировку Юрия Дунаева по стихотворению Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Режиссёр спектакля – выпускник Уфимской Государственной академии искусств имени З. Исмагилова, Фанис Каримов, для которого «Муха-Цокотуха» – не только дипломный проект, но и первая работа в профессиональном театре. «Вообще, это произведение имеет политический характер, но так как спектакль мы показываем прежде всего детям, то здесь сделан акцент на такие категории как богатство и нищета, предательство и дружба, добро и зло» – уточнил Фанис Дамирович. Примечательно, что «Муху-Цокотуху» не ставили ни в одном театре Республики Башкортостан, вероятно потому, что инсценировка изложена в стихотворной форме. «Я думаю, очень здорово, что пьеса в стихах. Сейчас люди плохо читают стихи и не понимают поэзию. Но дети воспринимают стихи положительно, нам не стоит отучать их от этого» – подвела итог Людмила Олеговна.
К закрытию 67 театрального сезона, прошедшего для Русского театра очень плодотворно, репертуар пополнится двумя спектаклями, которые, мы уверены, будут тепло приняты зрителем, будут любимы и востребованы им. Мы всегда рады видеть вас в гостях!