50 лет творческой деятельности празднует сегодня заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РБ, главный художник Русского драматического театра – Виктор Петрович Хлыбов. Человек творческий, обладающий ярким талантом, он внёс неоценимый вклад в развитие Стерлитамакского русского театра. Его работы отличаются масштабностью, интересными композиционными особенностями, особым авторским стилем. «Собачье сердце» Булгакова, «Женитьба» Гоголя, «История одной страсти» Набокова, «Русская народная почта» Богаева, «Кин IV или гений и беспутство» и «Забыть Герострата» Горина, «В ночь лунного затмения» Мустая Карима, «Девичник над вечным покоем» Менчелл, «Деревья умирают стоя» Касоны, «Забавный случай» Гольдони – вот лишь немногие примеры работ этого выдающегося мастера сценографического искусства.
– Виктор Петрович, расскажите, как начинался Ваш творческий путь?
– Я родился в Уфе, поэтому моя творческая деятельность связана с Башкирским Государственным театром оперы и балета. Там я начинал с монтировщика сцены, потом работал художником-декоратором. Но ещё с раннего детства я мечтал работать в театре. Помню, как вечерами я с удовольствием слушал передачу «Театр у микрофона».
– Первый спектакль, над оформлением которого Вы работали?
– Это было в Йошкар-Оле, когда я ещё служил в армии. Я был начальником клуба воинской части. И вот как-то, уже на втором году службы, мне понадобилось оформить клуб к празднику. Я поехал в русский театр Йошкар-Олы, главным режиссёром которого тогда был Константинов Георгий Викторович, именем которого сейчас назван театр. Меня сразу пригласили работать, договорились с воинской частью о двух днях увольнения, когда я мог работать в театре. Первым моим спектаклем стал «Мещане» по пьесе Горького. Как-то сразу Константинов доверил мне такой мощный спектакль. Потом был «Раскинулось море широко», «Мораль пани Дульской» Габриэли Запольской, очень мощные спектакли. Во многом благодаря Константинову я и избрал путь художника-сценографа.
– Помните ли Вы Ваш первый день работы в Русском театре?
– В Стерлитамакский русский театр я приехал в семьдесят девятом году. Здесь меня очень хорошо приняли. А первой работой стала сценография спектакля «Поздняя любовь» по Островскому. Получилось очень интересное оформление.
– Какова роль главного художника в работе театра, ведь главный художник занимается не только сценографией?
– Главный художник работает в связке со всеми цехами, с директором и режиссёром обсуждает все проблемы, задачи. Мы всё решаем вместе. Я курирую все цеха, вне зависимости от того, мой это спектакль или нет. В конечном счёте, все спектакли – наши, поэтому я должен за всё отвечать.
– Какие из Ваших работ запомнились Вам особенно? Почему?
– Хороших работ было очень много, как и хороших режиссёров, с которыми я работал. Много лет я работал рука об руку с Дмитрием Степановичем Шрагером. Особенно запомнились мне «Закон вечности» Нодара Думбадзе, «Татуированная роза» Теннеси Уильямса. Много спектаклей я оформляю в других городах: в Архангельске, в театре драмы имени Ломоносова, я работал над спектаклем «Полк идёт» Михаила Шолохова. Это была очень масштабная работа, за которую я был награждён дипломом. Запомнилась работа над постановкой «Ричарда III» в Чите.
– Если говорить о художественных направлениях, то какое из них Вам ближе?
– Театрально-декорационное искусство с течением времени изменяется, и не только в нашем театре, но и везде. Но я привык к классическому оформлению спектакля. Мне не нравится ставить стул, скамейку, заборчик и этим только ограничиваться. Я люблю основательную декорацию.
– Есть ли художники-сценографы, чьи работы Вы бы могли особо отметить?
– Художников много. Например, Кочергин, главный художник Большого драматического театра имени Товстоногова, в Петербурге, Люменталь в Москве, Клименко в Самаре. К нам приезжал Королёв, очень хороший художник. Бывает, смотришь, как работает другой художник, и что-то отмечаешь, какие-то моменты, пополняя таким образом свой творческий багаж.
– Вы – удивительно энергичный и позитивный человек, должно быть, есть какой-то секрет?
– Секрет один: скорее бы прошла ночь, чтобы пойти на работу! Потому что, если не любить работу и коллектив, в котором ты работаешь, то в театре нечего делать. Ведь театр – это коллективное творчество, и каждое звено имеет большое значение. Если вдруг выйдет из строя художественный цех или бутафорский, актёрский, даже рекламный – всё, процесс остановится. На работу надо приходить с улыбкой, с хорошими мыслями, с идеями. Театр – это очень трудная вещь, тут надо работать, заводить идеями. Очень важно, когда руководство хорошо понимает проблемы и задачи театра и не создаёт препятствий творческому процессу.