Премьера спектакля «За белым кроликом» по пьесе современного драматурга Марии Огневой до сих пор остается обсуждаемым и ярким событием театральной Весны. Напомним, что в Международный день театра на нашей сцене состоялась мировая премьера спектакля по этой пьесе. С первых минут зрители были удивлены необычными образами героев и декорациями, придуманными художником - постановщиком Ольгой Горячевой.
Ольга Горячева – профессиональный художник. Родилась и живёт в Санкт-Петербурге, окончила РГИСИ, курс Владимира Фирера. Молодая, талантливая, красивая, она смело играет с пространством и цветом. Наши зрители хорошо знают её работы по спектаклям «Королева красоты» и «Руслан и Людмила». А театралы помнят ещё «Тень» и «Маугли». Горячеву отличает особый стиль и внимание к деталям.
С чего начинается работа художника?
- Обычно сначала читаешь пьесу, разговариваешь с режиссером, и после начинаешь думать. В спектакле «За белым кроликом» было много идей, и в итоге мы выбрали один из вариантов. На малой сцене сложно было придумать пространство, потому что по пьесе их несколько, и они все разделены не только местом действия, но и временем. Но в итоге это как-то объединилось в такую вот интересную историю.
Важно, чтобы пьеса произвела на Вас сильное впечатление?
- Конечно, в каждой пьесе ищешь что-то своё. Бывает, что нравится какая-то линия в пьесе, и ты отталкиваешься от нее. Эта пьеса мне понравилась, она образная. Там много Олиных ассоциаций, её снов, она живет в «мире Алис», и прячется от собственных страхов, в нашем случае, под стол. Почти как у Кэролла, когда его Алиса была то под столом, то над столом. А еще нам не хотелось делать эту историю абсолютно трагической. Ведь психика человека склонна к тому, чтобы даже самые ужасные воспоминания человек будет переводить в ассоциации, придумывать порой сказочные объяснения.
В психологии так определяют вариант психологической защиты, когда происходит замещение одного действия более безопасным другим…
- Да, у Оли происходит именно такое замещение. Эту историю невозможно было решить в реализме, поэтому мы решили сделать её отчасти в полусказочном варианте, с кукольными Алисами и несуществующим Кроликом…Оля - связующий персонаж всех линий пьесы. Вся история происходит в её голове, и Алисы, в которых она превратила своих подруг, тоже живут в ее голове.
По мнению художника, насколько важно сценическое пространство для восприятия спектакля?
Мой мастер говорит, что сейчас вообще время художников, визуальное восприятие мира развито, как никогда. Поэтому пространство, зачастую, является «решением» всего спектакля и многие режиссеры, особенно начинающие, стараются придумать «ход» и решить на нем весь спектакль…Например говорят: «хочу сделать спектакль в стиле какого - то фильма». Таким образом, они идут по пути художника и пытаются придумать за него. На мой взгляд, задача режиссёра решить, что делать с актерами, а задача художника – придумать пространство, тогда и получается хорошая командная работа вместе с актерами и цехами. Людмила Олеговна Исмайлова всегда знает, чего она хочет. У нас уже более десяти совместных работ. Осенью она прочитала мне пьесу Марии Огневой, и в декабре мы уже придумали спектакль. В спектакле «За белым кроликом», на мой взгляд, всё сошлось, это хороший спектакль.