У театра - свой календарь. Его летоисчисление - сезоны, а главное событие - премьера. Вот и под занавес 69-го театрального сезона - постановка главного режиссёра Людмилы Исмайловой «Василий Тёркин». Приказ директора СГРДТ Виктории Замесиной о предстоящей премьере датирован 17 февраля. С этого дня весь ритм работы театрального производства подчинён решению озвученной творческой задачи. Замысел, конечно, возник раньше. Как он возникает - сия тайна великая есть. Но в конкретном случае это промысел Божий.
В советской литературе о великой войне у «Василия Тёркина» место уникальное. Такие пронзительные, честные, гениально простые поэтические строки мог написать только солдат, сидевший в окопах и болотах, защищавший безымянную высоту. Это - голос солдата войны Александра Твардовского, правда из первых уст. Сценическая история у литературного произведения присутствует. Но режиссёр Исмайлова сделала свою инсценировку, обозначив жанр: драматическая поэма.
Мы можем предположить, что в застольный период «Книга про бойца» читалась без купюр, и не исключаем, что для активных пользователей Интернета она явилась откровением. То, что читка для актёров была увлекательным занятием, подтвердят работники театра, слышавшие из репетиционного зала то взрывы хохота, то просто осязаемые минуты тревожной, завораживающей тишины. Но, если даже гипотетически представить, что зазвучит на премьере весь текст - это встреча со зрителем не на один вечер.
Напросилась к Людмиле Олеговне на репетицию уже в зрительном зале. Затерялась мышкой среди пустых рядов кресел и поначалу старательно пыталась из увиденного сложить мозаику сцен будущего спектакля. Бесперспективное занятие. Обозначались ещё только его контуры, вполне можно предположить, что на репетиции завтра будут другие акценты.
И не надейтесь встретить у кулисы удалого, с гармошкой наперевес, Васю Тёркина с иллюстраций Верейского - этакое дежавю советского кино. Такое лобовое прочтение «не по Исмайловой». И коротко стриженый народ перебежками по сцене не двигался, уже правнуки мальчишек сороковых – роковых, в джинсиках, читали - пока с листа, бессмертные строки. Стихи не читаются – они проживаются. И главного героя не наблюдалось. Просматривался коллективный автор — как хор в древнегреческой трагедии... Интригует, заставляет думать. Исмайлова явно блицкриг не обещает...
Да, если вы думаете, что режиссёр сидит в позе мыслителя Родена и выдаёт умные указания актёрам, как жить и что делать на сцене, то вы заблуждаетесь. Но уверенно, по ведомым только ей дорожкам, она ведёт свою мысль, постепенно овладевая актёрскими массами. Эта фраза «Пройдём ещё раз по смыслу...» звучит и звучит, а путь долог и труден. И так - тема за темой. Ещё нет картинок, как бы пишется партитура смыслов.
Мало «включить» актёрам мозги, физические нагрузки - по полной программе. Пока сцена пуста, по кругу - табуретки разных калибров. Оригинальное решение. Даже представить не можете, как из них можно сделать русскую печь и танки на болоте. В «Тёркине» занят весь мужской состав труппы. Напрыгались парни по табуреткам от души. Никакой пощады. Боевая подготовка по полной, курс молодого бойца. У Исмайловой не забалуешь.
В этом спектакле будет много музыки. Народной. Звучание аккордеона... Это вам не три притопа, два прихлопа. А как девчонки поют частушки! Взлетают до небес, как и просит режиссёр.
До премьеры – чуть менее месяца. Репетиции - каждый божий день, утром и вечером. А ещё вокал, сценическое движение... Чем дальше - тем она ближе: премьера. Главное событие театральной жизни.