«Ганди молчал по субботам». А. Букреева.
Государственный русский драматический театр г. Стерлитамак.
Режиссер и художник Андрей Шляпин.
5 февраля спектаклем Государственного русского драматического театра г. Стерлитамака «Ганди молчал по субботам» открылся юбилейный XV Фестиваль им. А. А. Володина «Пять вечеров».
Пьеса Анастасии Букреевой, впервые прочитанная также в рамках «Володинского» на драматургическом конкурсе «Первая читка» два года назад, оказалась очень востребованной и сразу начала свое триумфальное шествие по российским театрам. Эскизы и спектакли по этому тексту выпустили Кемеровский театр драмы (режиссер Анна Бычкова), Новокузнецкий драматический театр (Юрий Печенежский), Воронежский театр драмы (Елена Ненашева); «Школа драматического искусства» (Александр Огарев), театр «У Никитских ворот» (Галина Полищук)… не упустить бы кого.
Текст действительно поднимает много актуальных проблем и предоставляет режиссерам большие возможности. Главный герой — подросток Саша, подобно сэлинджеровскому Холдену, протестующий против фальши, общепринятых норм и лживых правил. Как и все подростки, он эмоциональный, очень чувствительный и, конечно, верит в настоящую любовь. Именно поэтому происходящее вокруг становится для него буквально апокалипсисом. Отец уходит из семьи, дед впадает в маразм, сестра, прирожденная танцовщица, обездвижена из-за болезни, мама находит сыну психолога, а себе — нового мужчину, и даже собака теряется… По легенде Сиддхартха Гаутама (известный ныне как Будда) все детство провел во дворце, окруженный только молодыми и счастливыми людьми. И вот однажды он узнает о том, что в мире есть страдание, болезни, старость и даже смерть. Это становится поворотным моментом в его биографии и меняет всю дальнейшую жизнь. Аналогии с индийской философией приходят неслучайно, они подсказаны самим названием. «Ганди молчал по субботам» — единственная фраза, которую иногда произносит бездомная Лиза. Эту сумасшедшую Саша находит в переходе и только с ней чувствует себя спокойно. Мальчик привязывается к безмолвной Лизе как к единственному существу, которое не врет и никому не делает больно.
Подобно Будде, Саша (который просит называть себя Мот) жил в счастливой семье, где все любили друг друга, отец заботился о матери, сестра Катя выигрывала чемпионаты, дед гордился внуками, собака Карамелька иногда писала в тапки, а он, Саша, слишком много болтал и заливал свой ужин одновременно кетчупом и майонезом, чем смешил маму. И вот в один прекрасный момент все рушится. Бунт против несправедливости мира, огромного количества лжи и боли Мот выражает в молчании.
Несмотря на то что все события пьесы показаны глазами тинейджера (через его внутренние монологи), этот текст — скорее не про подростков, а про не выросших взрослых. Про фатальные последствия их инфантильных поступков, одиночество каждого и страх быть самим собой.
Театр Стерлитамака адресует свою постановку подросткам.
«Этот спектакль, рассказывающий историю подросткового бунта и переживания личного „апокалипсиса“ героя, — обращение к аудитории взрослеющих тинейджеров…» — написано в анонсе. В контексте такого адреса очень логично музыкальное оформление постановки. Рэп-культура со свойственным ей пафосом и бунтарским духом довольно точно передает пасмурный мир подростка, который, без преувеличения, переживает свои неудачи и новое знание о мире как истинное страдание. Рэпер Oxxxymiron мелодично читает свой ладный текст о горькой жизни, ломающей людей, как обгоревшие спички, и все происходящее на сцене становится достойной иллюстрацией этому месседжу.
Вероятно, адресностью спектакля можно объяснить и гиперэмоциональность героев. Все «оценки» актеров здесь сыграны со знаком «слишком». Даже движения слишком порывистые. Танец — слишком рьяный. Мимика — слишком отчаянная. Конечно, нельзя не учитывать, что спектакль был сыгран в фестивальных условиях, перенесен в другое пространство (а «Балтийский Дом» способен смутить своими размерами кого угодно!). Но, закрывая глаза на нюансы и размышляя о режиссерском замысле, а не об актерской игре, думается, что в тексте, столь богатом на трагические события, любая «театральность» переживаний ведет к неуместной мелодраматизации. Подобный сюжет требует скорее актерского отстранения, притчеобразного построения действия.
Однако в спектакле есть и большое количество достоинств. Очень интересно обыграно сценическое пространство. Поворотный круг, на котором располагаются зрительские ряды, одним движением меняет декорацию. Действие, собственно, движется по кругу, нас все время вращают, это бег на месте. Комната Кати (Елизавета Тодорова), украшенная дипломами и наградами; спальня деда (Ильдар Сахапов), в которой он бесконечно развешивает по стенам свои черно-белые воспоминания. Родитель 1 и родитель 2, каждый у своего ночника-торшера, общаются всегда через какую-то преграду. Вот отец (Фаниль Тулунгужин) подходит к сыну (Александр Чесноков), желая поговорить, но находится при этом за пределами поворотного круга, а Мот — внутри него. Герои словно вовсе не пересекаются друг с другом, только формально находясь в одном месте, а существуя в разных мирах.
Мать и любовницу (тетю Лену) играет одна актриса — Анжелика Гришкина. Только во втором случае она увеличивает себе на пару размеров грудь, подкладывая разбросанную по всей сцене скомканную бумагу — атрибут бездомной Лизоньки (Светлана Гиниятуллина). Это как бы замена маме — точно такая же женщина, только более молодая, позволяющая тебе почувствовать себя тем, кем ты был раньше. Таких нюансов в спектакле много. Режиссер подробно разобрал пьесу, сценически осмыслив каждый сюжетный поворот. И в этом прочтении нет никаких высокомерных выводов, спектаклю чужда нравоучительность. Это момент взросления героя. Мот вышел из дворца и узнал, что мир несовершенен. Что будет дальше — неизвестно.