Разрешите представить - Вера Лесничая, хореограф спектакля «Руслан и Людмила».

 

 Вера Владимировна на нашей сцене работает не впервые. В 2002-ом был блистательный «Хапун».  И с режиссёром - постановщиком Людмилой Исмайловой с лёгкой руки директора СГРДТ Виктории Замесиной работала в Мурманске – ставили «Игроков». За полярным кругом утонули в аплодисментах! Чтобы врождённая одарённость у хореографа превратилась в профессиональное мастерство, которое  постоянно бы совершенствовалось, а не рассыпалось с годами, нужно не только трудолюбие, но и развитое пластическое воображение. Всеми этими качествами Вера Лесничая обладает сполна. А как всё начиналось?

 - Профессия выбрала меня, -  говорит Вера Владимировна. -  Мне было девятнадцать, когда в Орловском ТЮЗе появился первый творческий заказ. Режиссёр поставил задачу: нужна пластика оленей, ставили «Бэмби».  Я оленей только на картинке видела, и, сидя в зале, ничего не понимала.  Шла репетиция, я постепенно втянулась в процесс, и вдруг что-то во мне щёлкнуло. И началось!  

 - Как складывается, точнее - сочиняется хореографический текст?

 -  А как пишутся стихи? Они случаются. Когда я читаю пьесу, у меня ничего не придумывается. Я должна слышать музыку, видеть костюмы, декорации. В постановочной группе «первый среди равных» - режиссёр. Именно он создаёт единый стиль, внутреннюю цельность спектакля. Я, как хореограф, работаю не рядом с режиссёром, а вместе с ним, я пытаюсь поймать волну, «уловить» все смыслы мизансцен, характеров. Хореографический текст – это в первую очередь смысловая композиция. Моя задача – выразить мысль через движение.  Именно через пластику передаётся эмоциональное содержание действа. И в этом плане мне с Людмилой Олеговной Исмайловой работается легко, это совсем не означает, что всё, как по маслу. Исмайлова - режиссёр с современным видением классики, мастер, человек глубокой филологической, театральной культуры, у неё масштаб столичный, Исмайлова глобально мыслит. Что симпатично, нет надуманного стремления к абстрактной красивости, к внешнему изяществу. Планка художественных требований высокая. Людмила Олеговна умеет ставить массовые сцены, сегодня на театре – это редкое явление. После совместной работы в «Игроках» я мечтала о продолжении сотрудничества, поэтому приехала в Стерлитамак без колебаний. К слову сказать, с Башкирией у меня творческие контакты давние. Были постановки в Башакадемтеатре, в Русском, в театре «НУР».

- В Вашей  творческой биографии Пушкин был?

- Да, в театре у  Армена Джигарханяна.  Но там сценический язык был проще. Когда я прочла сценическую версию Стерлитамакского театра поэмы «Руслан и Людмила», сразу себе сказала: сложная творческая задача. Но тем интересней работать! Появляется драйв, азарт! В этом спектакле действительно присутствует хореографический текст, а не заставки танцевальных номеров.      

 - Хореограф создаёт только визуальную часть спектакля. Очень важно, чтобы не было стилистических конфликтов со всеми постановочными составляющими.

 - Безусловно. Качество талантливого режиссёра – чувство стиля. Людмила Исмайлова -  талантливый режиссёр. Ритм работы у нас был напряжённый. Времени на раздумья, творческие метания у меня, как хореографа, не было: звучит музыка – встаю и работаем!  Вообще, не в моих правилах говорить: «Дайте подумаю…» Я работаю быстро.

 - Вера Владимировна, именно это качество оценил в молодом хореографе Лесничей  кинорежиссёр Митта?

- Мы с мужем стояли в коридоре «Мосфильма» и к Виктору (Виктор Супрун, артист театра и кино, режиссёр) подошёл уже в ту пору известный Александр Митта. В ходе беседы спросил меня: «Вы актриса?» На что я ответила: «Нет, балетмейстер». «Хороший?» -  спросил известный режиссёр. «Да, я работаю быстро!»  Улыбнулся: «Подходите!» Так в мою жизнь вошёл кинематограф. Работала с Павлом Лунгиным, Александром Карпиловским.  Ставила танго «Сердциедки» Ирине Алфёровой. Работа в кино – это совсем другая история.  Камера может всё! Театр мне ближе, интересней, это искусство – здесь и сейчас.

- Как работалось с нашими актёрами? Каковы Ваши впечатления?

- О труппе Стерлитамакского театра хочется говорить только в превосходной степени. Давненько не работалось так слаженно, с пониманием творческих задач.  Актёры ответственны, дисциплинированы, мотивированы. Не спорят по мелочам. Я просто потрясена. Очень симпатичные ребята – талантливые, без звёздных капризов.

 - Удалось создать волшебный мир легенд и сказок?

 - У Александра Сергеевича обманчивая лёгкость. Труд вложен колоссальный! Что получилось? Приходите – увидите!