Про театр, про искусство и про жизнь

Премьера спектакля Линаса Зайкаускаса «Страсти» намечена на начало ноября, но пресс-конференция, на которой представители СМИ могли бы поближе познакомиться с именитым режиссёром и задать интересующие вопросы, прошла уже 16 октября – репетиции спектакля идут полным ходом, но у творческого коллектива ещё много работы.

«Страсти» станут новым явлением в театральной жизни Стерлитамака, в этом нет никаких сомнений, ведь спектакль станет своего рода синтезом европейского мастерства и русской сцены. Будет ли он чужд стерлитамакскому зрителю? Сомнения по этому вопросу развеяла директор ГРДТ, Замесина Виктория Александровна: «Нам очень хотелось, чтобы интересы театра и зрителя совпали».

Затрагивая этические вопросы работы театрального режиссёра, журналисты интересовались, на каком этапе творчество автора переходит в мастерство режиссёра.

«Двадцатый век – это век режиссуры, если мы говорим о театре. И драматург не является автором спектакля, автором является режиссёр. Лично я из тех режиссёров, которые всё-таки любят автора. Да, я сюжет изменил, персонажи «Верочки» начали жить уже совсем другой жизнью, но по духу это – очень чеховский спектакль» – ответил на вопрос Зайкаускас. По его мнению, Чехова чаще воспринимают, как лиричного автора, однако, «Гоголю, Салтыкову-Щедрину, Сухово-Кобылину далеко было до страшной чёрной сатиры Чехова. Чехов – не лиричный, а очень жёсткий автор».

Но спектакль «Страсти» будет далёк от злой сатиры или иронии. Несмотря на противоречивость жанра «душераздирающая шутка», творение литовского режиссёра найдёт отклик в сердце каждого зрителя, ведь отношения мужчины и женщины, с их сложностями, перипетиями и страстями – тема вечная и для каждого актуальная.

Беседа Линаса Зайкаускаса с журналистами, начавшаяся с обсуждения творчества Антона Павловича постепенно перешла к темам иного масштаба: развитие театра в России и за рубежом, особенности работы в европейских и русских театрах, а также – отношение зрителя. «Я не хочу быть категоричным, – рассуждает Линас, – но на Западе зритель понимает, что он должен быть образован. Что в искусстве тоже нужно быть воспитанным, образованным, просвещённым. Что же касается работы, то в российском театре мало осталось идеализма. Во всём мире театралы живут хуже бизнесменов, но для них театр – это главное. Когда они работают, они – идеалисты, они «горят», они всегда готовы».

Виктория Александровна прокомментировала, что во многом эта проблема происходит не столько от особенностей менталитета, но и от социальной поддержки молодых талантов, что крайне важно, по её мнению. Директор ГРДТ поделилась с журналистами интересной идеей: «Мы собираемся выступить с инициативой создания фонда поддержки молодых талантливых актёров, поскольку у начинающего актёра должна быть мотивация. Все говорят об оттоке молодых талантливых специалистов. Так давайте сделаем так, чтобы им было комфортно в нашем городе». Решение подобного вопроса особенно актуально сейчас, когда интерес зрителя к театру и его жизни всё возрастает, посещение театра становится неотъемлемой частью культурной жизни горожан.

Продолжая тему развития Русского драматического, представители СМИ поинтересовались, по какому принципу формируется творческий курс театра, стоит ли ориентироваться на вкусы зрителя или лучше формировать его. В этом вопросе директор и оба режиссёра были единодушны.

Линас Зайкаускас: «Конечно, можно подстраиваться под вкус. Но под чей вкус? Я думаю, что нужно делать как для себя. Есть французская поговорка: «Когда повар делает для себя, массы хотят это кушать. А когда он делает для масс, то он сам не хочет этого есть. Нужно просто честно работать».

Людмила Исмайлова: «У нас зритель приходит в театр в ожидании, что его развлекут. А в Европе зритель воспринимает театр как элемент искусства, как возможность саморазвития».

Виктория Замесина: «Создавая каждый спектакль, мы вкладываем огромное количество сил, физических и эмоциональных, поэтому, зритель, приходя на спектакль, тоже должен быть готов приложить усилия: попытаться понять мысль, которую до него хотят донести».

Журналистами была затронута и немаловажная тема посещения театра детьми, Виктория Александровна рассказал, какое огромное значение уделяется постановке детского спектакля, как изменился за последние годы юный зритель ГРДТ – стал воспитанным, сдержанным, внимательным. Взрослый зритель также стал более чутким: всё больше людей приходят на спектакли с букетами цветов.

От рассмотрения конкретного премьерного спектакля общение перешло к обсуждению действительно важных вопросов, ведь театр – часть искусства, а искусство – часть жизни. Линас Зайкаускас признался, что за последние годы это была самая интересная пресс-конференция. Действительно, это было больше похоже не на официальное мероприятие, а на заседание закрытого клуба театралов, где ведутся интересные беседы, а в дружеских спорах рождается истина.

Благодарим за поддержку и оформление мастерскую праздника «Радость» и лично Веру Пономарёву.