ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО ФЕСТИВАЛЯ МАКДОНАХА. ЧЕМ БЛИЖЕ ЛЮДИ, ТЕМ БОЛЬНЕЕ БЬЮТ

 

«Королева красоты» Государственного русского драматического театра г. Стерлитамак в постановке Людмилы Исмайловой стала чуть ли не первой постановкой по МакДонаху в Башкирии. Уже первый опыт работы с МакДонахом раскрыл совсем по-новому не только театр и актёров, но и самого МакДонаха. 
Одна из особенностей драматургии и вообще историй, которые нам даёт возможность рассказать Мартин МакДонах – это особое сочетание бытового и иррационального. И её очень точно отразила сценография спектакля. Да, каждое действие, решение, эмоция или чувства героев его пьес всегда спаяны с бытом, в котором герои живут годами. Интонация по отношению к матери или соседу напрямую связана практически на физическом уровне с телевизором, плитой или шкафом, с которыми герой просто срастается за всю прожитую в этих стенах жизнь. Возможно, поэтому так часто всё, что связано с предметами из дома, вызывает такие бурные и неконтролируемые эмоции у его героев.
Но что будет, если все это убрать? Оставить только каркас пространства, в котором происходит настоящее действие – не с предметами, а между людьми. Спектакль Людмилы Исмайловой своим сценическим минимализмом ясно даёт понять: очень часто вещи не дают увидеть судьбы. 
Валентина Бродская, исполнительница роли Мэг Фолан: 
«Понятно, что здесь много речи о материнской и дочерней любви. Что такое происходит между ними? Я не могу вам сказать, потому что у МакДонаха нет ни +, ни -. Смотришь: тут любит, тут не любит, тут опять любит…И это такая неизбежная двоякость: чем ближе люди, тем больнее бьют друг друга. Этот спектакль об этом, мне кажется». 
И герои живут в этом каркасе. Ржавом каркасе, прутья которого разве что соединены прозрачными пластиковыми пластинами. Но если говорить о символике цвета в спектакле интересно, что Мэг Фолан, мать Морин, у нас ассоциируется с оранжевым цветом её огромной кофты, очень близкого по тону к цвету ржавого каркаса, на котором чудом держится дом и совместная жизнь с дочерью – она окончательно стала его частью, ржавым остовом. Морин – это зелёный цвет. Опять же, как и её кофта. В ней будто ещё есть возможность жизни, которая и обрекает её на борьбу с нелюбовью матери, нелюбовью к себе самой, что заканчивается так трагично. 
Вообще, герои МакДонаха как по древнегреческой традиции несут в себе рок. И как будто одна из главных целей этой постановки – попробовать обнажить этот внутренний рок, чтобы и мы его смогли разглядеть между нашими телевизорами и шкафами уже в своих стенах. 
Людмила Исмайлова, режиссёр: 
«Театр настоящий вообще не даёт ответы, а задает вопросы – и думайте сами. Он обращается к чувствам: вот вы что-то почувствовали – а теперь давайте, подумайте сами».