ХРОНИКИ ТРЕТЬЕГО ФЕСТИВАЛЯ МАКДОНАХА


2 ОКТЯБРЯ утром прошёл первый пресс-завтрак Третьего фестиваля МакДонаха – встреча журналистов с Государственным русским драматическим театром из Стерлитамака и Театром драмы им. В. Савина из Сыктывкара, оба привезли на фестиваль свои версии «Королевы красоты» - знаменитой первой пьесы Линнэнской трилогии МакДонаха. Говорили о любви, отношениях в семье, и о том, как зрители столь разных городов реагируют на первые постановки по МакДонаху, что в них видят, что чувствуют, что понимают про себя. 
Для двух театров пьеса уже стала репертуарным спектаклем, правда, еще единственным Макдонаховским, но в Стерлитамаке «Королева красоты» живёт уже шесть лет, а в Сыктывкаре четыре года. 
Людмила Исмайлова, режиссёр театра из Стерлитамака: 
«Конечно, сначала у публики было потрясение после первого открытого показа, потому что это был чуть ли не первый МакДонах в Башкирии. И, конечно, были люди, которые на обсуждении после спектакля говорили: «Зачем вы вообще взялись МакДонаха ставить?! Эту чернуху?! Он не наш автор, не башкирский!» Но на это вдруг одна зрительница встала и сказала: «Нет, это всё про меня! Это всё про нас! Это всё - есть». И, как оказалось, правда, очень у многих людей похожие отношения в семье, и даже похлеще, что, конечно, меня тоже поразило. И после этого не было уже никаких эксцессов и уже шесть лет «Королева красоты» – репертуарный спектакль в нашем театре». 
В театре из Сыктывкара спектакль живёт четыре года, на его появление в репертуаре во многом повлиял опыт пермского театра «У Моста» в постановках Мартина МакДонаха. 
Директор театра из Сыктывкара Михаил Матвеев: 
«Я познакомился с Сергеем Федотовым лет 8 назад, и кое-что уже знал о театре «У Моста», в том числе о его увлечённости МакДонахом. Поэтому, когда у режиссера Евгения Софронова появилась идея тоже поставить МакДонаха в нашем театре, я был к этому готов. И зритель у этого спектакля есть». 
Но, конечно, провокативная форма взаимодействия МакДонаха со зрителем вызвала много вопросов у участников пресс-завтрака: как прижились такие спектакли в театрах со вполне академичным репертуаром, каково было актёрам присваивать такой специфический материал? 
Валентина Бродская, Народная артистка Республики Башкортостан (играет Мэг Фолан, мать в спектакле театра из Стерлитамака): 
«То, какая моя героиня по сути – мне совсем не свойственно, потому что если у человека нет любви, значит, нет и бога. И я тут вспомнила, что буквально недавно читала стихотворение Очировой Александры, и в нём были такие строчки: «Где мне свечу поставить за Россию, чтоб Бог нас и услышал, и простил?» А моя героиня совершенно не приучена к любви с детства. И хоть куда ты эту свечу ставь – любви не будет, потому что нет бога в душе. Отвратительная женщина. Понимаете, почему? Потому что она любила только себя. Только себя. И от этого все беды. Полюби ближнего – и всем вокруг станет хорошо. Ведь тема удивительная. Она же злободневная – больше некуда. У нас директор говорит: у меня мама такая, и ничего не сделаешь. Я прихожу к ней со свидания, и она даже чая не предложит». 
Несмотря на очень разные подходы, оба театра объединила попытка достать общечеловеческую историю, а не обязательно ирландскую, и рассказать её своему зрителю. Это особенно интересно вам будет увидеть в тех решениях и той сценографии, которые опять же предопределило особое сочетание бытового, иррационального и общечеловеческого уже в самих текстах МакДонаха. 
Анна Софронова, Заслуженная артистка Республики Коми (играет роль Морин Фолан в спектакле): 
«Сам МакДонах как автор - заманивает. Какая-то сила в нем есть. А почему и как? Я из очень большой семьи, и для меня семья - это святое. И когда стали играть в спектакле – было очень страшно, как воспримет всё это зритель. Но когда гробовая тишина и зритель следит за тобой и оправдывает каждое твоё действие, понимаешь, что такие семьи есть не только в Ирландии. И как-то в автобусе ко мне подошла кондуктор, совсем ещё молодая девушка, и сказала, что у них очень тяжелые отношения с матерью, но после спектакля «Королева красоты» она забирает свою мать и уезжает из этого города, чтобы изменить их жизнь». 
Режиссёр Евгений Софронов подытожил: «Наверно, даже ради таких ситуаций уже имеет смысл ставить МакДонаха. Как бы это тяжело ни было делать и смотреть. Потому что МакДонах, говоря о жестокости, жесток и к зрителю. Но говорит он о любви».