А что это так стремительно пролетело?!

Главный режиссёр нашего театра, Людмила Олеговна Исмайлова, знает ответ и на этот вопрос! «Театральный сезон проходит очень быстро…» - так началась наша беседа об итогах прошедшего 72-го сезона. Каким он был для Театра?

Этот сезон оправдал наши надежды. Мы долго говорили о том, что нам нужен эксперимент, что надо быть ближе к современной драматургии. Два года мы проводили читки современных пьес и преодолевали не только страх зрителя, но и собственное недоверие и сомнение. Нельзя всё время бояться, что зрители не примут и быть нацеленным на постоянный успех в театре. Потому что это некая ловушка. Вот ты нашёл рецепт удачного торта, и печёшь его годами. Скажем, придумал «Наполеон», он хорошо продаётся, всем широко известен, и люди его едят. Но больше ты ничего не делаешь, потому что браться за новые рецепты – страшно. Вдруг новый торт будет не такой хороший? И это опасная вещь, ведь ты начинаешь бояться нового! Движение по знакомой схеме – это не очень хороший путь для развития. В какой-то мере успех мешает развиваться театру. Нужно идти дальше, на другую неведомую почву: приглашать новых, незнакомых режиссёров, брать неочевидные названия произведений.

В этом сезоне мы впервые за долгое время, взяли и советскую драматургию. Сейчас в моде советское ностальжи, ретро… «Проводы белых ночей» получился милым, спектаклем в стиле ретро и при этом молодёжным. Мне он нравится: лирический, с живой музыкой, незамысловатой историей. Там играют молодые актёры, и спектакль создаёт приятное ощущение. Он точен по атмосфере, а так ставить сложно, ведь для нынешних 25-летних времена 60-х годов – это почти эпоха Ивана Грозного! Мне понравился этот опыт, и я с удовольствием взяла бы что-нибудь ещё из советской драматургии. Ведь это огромное наследие, где много гениальных пьес.

- Вообще было много всего! В первую очередь, режиссёрская лаборатория, которая наконец-то состоялась и прошла очень успешно, во многом благодаря Зиннуру Сулейманову и Центру современной драматургии РБ. Это была лаборатория трёх театров: Салаватского башкирского драматического, Стерлитамакского башкирского и Русского драматического театра. Мы познакомились со многими интересными режиссёрами. Но, пожалуй, главным результатом лаборатории стало доведение одного из эскизов до спектакля – это «Ганди молчал по субботам» режиссёра Андрея Шляпина. Он быстро нашёл общий язык с труппой, и есть перспектива долгосрочного сотрудничества, поэтому мы позвали его снова на постановку в новом сезоне. Будем надеяться, что и режиссёр Дмитрий Егоров тоже к нам приедет, сейчас мы ведём переговоры на следующий год.

- Ещё один проект, который задумывался прямо-таки «бомбой» - это «Пьяные» Ивана Вырыпаева. Конечно, мы понимали степень риска: не брать современную драматургию, а потом сразу поставить «Пьяных» - это было несколько безрассудно. Да, часть зрителей не приняла этот спектакль, ну и что? Мы всегда говорим, что невозможно всем нравится. С другой стороны, мы привлекли новую аудиторию: у спектакля уже появились свои поклонники. А наш театр примерил на себя образ прогрессивного театра, и он нам понравился! Это был очень важный момент: после «Пьяных» ничего не должно пугать в современной драматургии: ни зрителей, ни артистов, ни администрацию театра – мы показали, что способны и на такой эксперимент!

- На малой, экспериментальной сцене у нас вышел спектакль «За закрытыми дверями» по Ж-П.Сартру. Он для всех, кому интересна философия Сартра и подробное существование актёров на сцене, но вполне понятный и очень динамичный. На спектакли малой сцены к нам приходят осознанно. В основном, это подготовленные, думающие зрители, настроенные на эксперимент.

- Новый опыт для нашего театра – спектакль для семейного просмотра - «Руслан и Людмила». Было очень интересно и трудно делать инсценировку, работать с поэтическим слогом. Мы сразу решили делать фэнтэзи, апеллируя к современным фильмам и компьютерным играм. Поэтому были придуманы необычные, фантазийные декорации, где много зеркала и металла. Мы сознательно ушли от традиционного русского лубка, оставив народные мотивы. Но самое сложное было сохранить пушкинскую иронию, и это было сделано через форму: роботы Черномора, богатыри, стилизованный пир…

- Мы следуем своему кредо: каждый найдёт в нашем театре своё, и будущий сезон обещает быть не менее интересным. Для постановки спектакля по прозаическим произведениям Мустая Карима, приглашаем известного режиссёра Айрата Абушахманова, номинанта «Золотой маски». Инсценировку ему помогает делать Ангиза Ишбулдина – довольно известный башкирский современный драматург. А художник будущего спектакля - Альберт Нестеров.

- Конечно, будут новые премьеры и для наших маленьких зрителей. В этом сезоне мы использовали мотивы английских сказок, а в новом вернёмся к русским. Новогодняя премьера будущего сезона – любимая всеми сказка - «По щучьему веленью».

- А «открываться» будем вновь русской классикой – «Недорослем» Д.Фонвизина. С тех пор как началось «новое средневековье», все перестали читать и учиться, эта пьеса вновь стала актуальной. Мы её немного осовременили, сохранив жанр сатирической комедии. Очень хочется избежать морализаторства, и не делить героев на положительных и отрицательных. Мне бы хотелось, чтобы зрители много смеялись, а в конце им было о чём подумать: парадоксальный финал обещаем!